Применение систем искусственного интеллекта в творчестве
Сегодня все чаще можно увидеть заголовки газет, которые сообщают об очередном искусственном интеллекте, что готов завоевать мир и подчинить людей. Подобных тем особенно много за последние несколько лет. Только и слышно о том, что робот нарисовал картину или создал музыкальное произведения. Однако эксперты не спешат паниковать и замещать людей ботами. О причинах этого в своём выступлении решил рассказать кандидат филологических наук, искусствовед, доцент Московского международного университета, Алексей Гвоздевый.
По его мнению, искусственный интеллект неплохо преуспел в копировании картин. Например, работа, которая очень похожа на «Крик» экспрессиониста Эдварда Мунка не может не поражать своей схожестью и соответствием правилам изобразительного искусства. Но все же стоит отметить, что это все ещё копия картины, созданной человеком.
Что касается продажи картины «Портрет Эдмона Белами» за 432 тысячи долларов, то здесь покупатель больше ориентировался на феномен, чем на саму художественную ценность. Ведь работа, очевидно, уже вошла в историю, как первая картина, написанная роботом.
Применение систем искусственного интеллекта в книгах
Кроме того, авторам также не грозит замещение, уверен Гвоздевый. Действительно, робота не так уж и сложно научить следовать правилам. Но суть настоящего писателя состоит в том, чтобы выходить за рамки установленной программы. Каждый выдающийся автор в своё время был революционером и новатором, чего пока невозможно ожидать от искусственного интеллекта.
А вот, что касается музыки, то здесь у ботов больше перспектив. Многие ценители музыкальных произведений считают, что век «человеческих» песен закончился ещё в 80-х годах, когда в продажу были запущены синтезаторы с автоаккомпанементом. Сегодня все сложнее отличить автоматически созданные композиции от мелодий, созданных людьми. Все же у живописи, литературы и музыки совсем разный художественный язык, и последняя кажется более интуитивным искусством, а значит, менее зависимым от человеческого участия, предоставляя компьютеру большую возможность для творчества.
Хотя эксперты признают, что современное искусство требует революций, поскольку постмодернизм уже устал от самого себя. В последние несколько лет это направление не предлагало ничего нового, только бесконечная ирония, игровое начало, ёрничество и цитирование всего и вся. Эксперты считают, что сегодня создатели искусства все чаще употребляют новое обозначение для современной эпохи «метамодернизм».
Сейчас наблюдается возрождение общих классических концепций и универсальных начал, выражающееся в сознательной и просвещенной наивности, возвращении к искренности, пусть и достаточно ироничной («новая искренность»), даже в каком–то виде к романтическому мироощущению. Современная культура будто пытается преодолеть затяжной и деконструктивный период постмодернистского ироничного восприятия мира, находясь в поисках новой серьезности. И возможно этой новой серьезностью и станет искусственный интеллект.